Перламутр представляет собой внутренний слой раковин моллюсков, таких, как морское ушко, кораблик или жемчужница. Цвет его может быть разным, обычно это нежные радужные переливы преимущественно в сером, розовом, фиолетовом, синем или зеленом спектре. Эффект радуги образуется за счет преломления световых волн. При длительном воздействии яркого солнечного света перламутр может это свойство утратить. Традиционная корейская техника декорирования предметов обихода и мебели перламутром и лаком называется «наджон чильги». Лаковые изделия, украшенные перламутром высоко ценились в древней Корее, ими украшали свои комнаты богатые горожане и придворная знать.
Прежде чем использовать перламутр для инкрустации, его нужно подготовить. Сначала твердый наружный слой раковины спиливается на точильном камне или растворяется под воздействием кислоты так, чтобы остался только внутренний слой.
Полученные пластинки перламутра выравниваются и полируются, а потом мастер с помощью специальных ножниц и резаков придает им нужную форму. Вырезанную фигурку накладывают на поверхность или инкрустируют в специально подготовленные выемки, нагревают и выравнивают, а потом покрывают лаком.
В зависимости от материала – а это может быть дерево, метал, керамика, кожа или папье-маше, и от назначения изделия, технология имеет свои особенности.
Однако, без сомнения, самый любимый мастерами материал это дерево. Оно удобно в обработке, хорошо впитывает лак, и потому инкрустированные изделия могут быть самого разного размера - от миниатюрных шкатулок до предметов мебели.
Лаковые изделия славились во времена царства Корё (918-1368). Перламутр для них обычно добывали из раковин моллюска морское ушко, в нем преобладает синий цвет.
В то время в моде были растительные орнаменты - симметричные мотивы из пионов, хризантем, лотосов и других цветов и растений. В основном элементы узоров были малого размера, что обеспечивало легкость в работе по инкрустации и хорошую сохранность изделий.
Часто, чтобы подчеркнуть орнамент, мастера использовали витую бронзовую проволоку, кроме того, применялась полированные и окрашенные пластины панциря черепахи и коровьего рога.
К середине правления династии Чосон (1392 – 1910) бронзовая проволока и пластины из панциря черепахи постепенно выходят из употребления, и во времена позднего Чосона перламутр становится основным материалом.
Во времена Чосон мотивы становятся все более замысловатыми, запечатлевая цветы, птиц, виноградную лозу, пары журавлей, сливы, животные, геометрические узоры, а также благопожелательные китайские иероглифы.
Особенно ценились так называемые Четыре благородных растения - слива, орхидея, хризантема и бамбук, олицетворявшие идеальные качества благородного мужа.
Рисунок становился все более сложным и иносказательным, и перламутр занимал все больше места на поверхности изделия. Одни мастера стремились запечатлеть картины восточного пейзажа, другие – десять символов долголетия (солнце, гора, вода, скала, облако, сосна, легендарная трава бессмертия bullocho, черепаха, журавль и олень).
Техника «наджон чильги» использовалась для украшения мебели, шкатулок, драгоценностей, коробок для обедов, зеркал и рамок, подставок для вееров и даже палочкек для еды.
В современном мире ручной прежде труд во многом автоматизирован и эта тенденция не обошла и многовековую восточную технику. Однако ни одна машина не сможет полностью заменить руки мастера и передать тепло его души.
![](http://www.gift-gallery.ru/images/sbox/rjnb06s.jpg)
![](http://www.gift-gallery.ru/images/sbox/rjnb16s.jpg)
Внешне напоминает инкрустацию, однако технически это несколько иной процесс. Первоначально изделие из дерева покрывается несколькими слоями лака, после накладываются вырезанные по рисунку тончайшие пластины перламутра, снятые с внутренней поверхности морских раковин. Далее изделие вновь покрывается лаком, так, что перламутр исчезает и проявляется снова только после шлифования изделия.
Корейское словосочетание «наджон чхильги» («najeon chilgi») буквально означает «лаковое изделие, украшенное матерью жемчужины» (так ещё называют перламутр).
[img]http://www.antiquealive.com/upfile/18_1(20).jpg[/img]